Тел.: +7 923 603-95-27

#ОСТАВАЙТЕСЬДОМА #КУЛЬТУРАНАДОМ #КУЛЬТУРАКУЗБАССАОНЛАЙН

 

ТЕЛЕУТСКИЙ ПОЯС - "КУР"

Пояс являлся характерным элементом традиционного костюма коренных малочисленных народов Притомья – телеутов. Рубаха и халат подпоясывалась поясом «кур», который, изготавливался в технике ручного ткачества.
Технология тканья поясов – уникальная, является маркером телеутской культы. Ткачество у бачатских телеутов являлось женским домашним ремеслом и распространялось только на пояса, возможно, потому, что этот предмет одежды выполнял функцию оберега, связанную с образованием им вокруг тела человека замкнутой окружности.
В среде бытования телеутов тканье сохранялось практически до середины ХХ в. и осуществлялось с помощью ткацкого станка. В настоящее время телеуты ткут свои традиционные пояса, натягивая нити основы на специально подготовленную деревянную раму.
Ткачиха натягивает на раму основу в виде толстых гарусных нитей разных цветов. Между ними для предотвращения перепутывания нитей прокладывает основоразделитель, который вырезан из дерева в виде небольшого ножа «кылыш» (меч). Нити основы разделяются на четные и нечетные. Сквозь нити через одну пропускается нитеразделитель: одна нить поверх него, другая – под ним и т.д. Далее нитеразделитель, пропущенный сквозь четные и нечетные петли основы, устанавливается на ребро, а в образовавшийся зев протягивается поперечная нить утка, намотанная на клубок. Нитеразделитель поворачивается плашмя и им уплотняются нити готового участка пояса, то есть производится набивание нитей утка. Затем нитеразделитель пропускается сквозь нити через одну в обратном порядке, то есть те нити, что были на нем сверху, теперь оказываются снизу.
В итоге длина сотканного пояса составляла от 250 до 270 см, ширина – от 5 до 20 см. Узкие пояса изготавливали для подпоясывания повседневной одежды, широкие – праздничной.

ТЕЛЕУТСКИЙ КОСТЮМ

Костюм телеутов, состоял из рубахи «кунек», халата «шабыр», штанов с широким шагом «штан», головного убора и обуви. Халат и рубаха подпоясывались поясом «кур», который был выполнен в технике ручного ткачества. Длина пояса составляла от 250 до 270 см, ширина – от 5 до 20 см. Узкие пояса изготавливали для подпоясывания повседневной одежды, широкие – праздничной.
Для пошива плечевой одежды – рубахи «кунек» использовалась покупная ткань. Будничная одежда шилась из тканей попроще, а праздничная – из атласа, шелка, парчи.
Рубаха телеутов имела туникообразный крой. Для ее пошива ткань просто сгибали пополам и пришивали рукава, а для удобства в носке, разбивали клиньями по бокам, а под мышки вшивали ластовицы из контрастной ткани. В верхней части изнутри рубахи по спинке и груди пришивалась «подоплека» (подкладка) из легкой хлопчатобумажной ткани.
Пазушный разрез рубахи доходил до середины линии груди. Его обрабатывали плетеным шнурком и пришивали пуговицы, отлитые из серебра или меди.
Рубаха имела узкий стоячий воротник, служивший защитой отрытой шеи от злых духов. Его украшали вышитыми ромбиками «акча», что в переводе с тюркского означало «деньги». Ромбики «акча» изготавливали из берестяных квадратиков, которые расшивали цветными нитями в особой технике.
Женская рубаха отличалась от мужской большей длиной. В зимнее время поверх рубах надевались простеженые халаты и шубы, которые шились мехом внутрь и сверху покрывались тканью.

ЭМЕГЕНДЕРЫ

Практически у каждого народа существует вера в духов, которые защищают дом и семью. Недаром русские верят в домового. У телеутов, коренного малочисленного тюркоязычного народа Кузбасса, покровители домашнего очага и деторождения назвались «эмегендерами». Для изображения этих духов изготавливали специальные фигурки из домотканого полотна в виде мешочков, набитые куделью. Фигуркам пришивались глаза из цветных бисеринок или кусочков перламутра. Область лица отделалась от туловища лоскутом ткани, имитирующим одежду. Получалось изображение очень похожее на человека – антропоморфное. «Эмегендеры» олицетворяли собой предков по женской линии.
Такие фигурки передавались по женской линии: от матери к дочери. Невеста обязательно, выходя замуж, брала с собой «эмегендеров». Без них семейное благополучие было невозможно: в такой семье дети рождаться не будут и брак будет недолгим. Когда «эмегендеров» накапливалось слишком много, их заменяли одной или двумя фигурками, а старых относили в лес и подвешивали на дерево. Кудель же из старой фигурки нужно было обязательно положить в новую фигурку, так передавался дух предков. Существовали также фигурки «эмегендеров» с бубнами «чалулар» и перьями в голове. Они изображали предков-шаманок.
У шорцев, также коренного малочисленного народа Кузбасса, были похожие духи, только назывались они «орекеннеры». Они тоже заботились о благополучии семьи, об увеличении рода, охраняли здоровье детей, домашний очаг и скот, а также покровительствовали охотникам, так как от удачи на промысле зависело благосостояние семьи. Хранились они в берестяных коробочках, на печке или в амбаре, «кормили» их маслом и салом, иногда подносили араку. Небрежное отношение к ним грозило нанесением вреда людям и всему хозяйству. Изображения «орекеннеров» практически не отличалось от «эмегендеров». Только фигурки были поменьше, а на голову им мог повязываться платок.