Тел.: +7 923 603-95-27

Пасха была «большим» праздником весенне-летнего цикла русских сибиряков.

Привет, друзья! Приближается Пасха, которая, была «большим» праздником весенне-летнего цикла русских сибиряков.

Четверг пасхальной недели имел особое значение и обозначался как «чистый четверг».

Этот день в народном сознании связывается с очищением и с прогностирующим значением.

К четверговым актам относятся продуцирующие действия, обозначающиеся в народе как «колдовство». Посредством «Колдовства» предметы приобретают особые функции: либо приносят удачу делах, либо
помогают при лечении болезни. «Колдуют» или «кудесничают» охотники, рыболовы, женщины накануне четверга. Они укладывают орудия своего труда и промыслов на ночь, с утра же, по поверью, они должны зарядиться энергией. Под стол укладывают жаворонков, хранящихся с Сорока святых, сметану.

Также накануне четверга заготавливали четверговую золу и соль, которые наделялись чудодейственными свойствами. Соль укладывали в загнетку или ставили на столбы ограды на ночь, а к утру она должна была зарядиться целебными свойствами. Солью при болезни кормили скот. Четверговую золу, взятую из печи, хозяин нес в амбар, сыпал в сусек с хлебом и произносил наговор. Также золой посыпали огурцы и капусту, когда приходила пора сеять. Ссучивали нить «наобоко», а потом перевязывали ей больные руки и ноги. Носили такую нить, пока сама не спадет. Жаворонками кормили скот от болезни.

Другим актом являются очистительные ритуалы: необходимо было очистить себя и жилище. Обыкновенно очистительные ритуалы совершались рано утром, «до солнышка». Женщины в четверг обновляли в доме иконы, мыли избы, сжигали старую одежду, коренные сибиряки скоблили пол в избе, начищали самовары до блеска, белили печи, мыли стены, в том числе и снаружи домов, сжигали старую одежду и обувь. Кроме того, жилище кропили крещенской водой.
Помимо жилища, заботились о том, чтобы очиститься самим. Девушки для обеспечения красивого цвета лица умывались утром в четверг водой с красного яйца. Данный ритуал связан с народной интерпретацией яйца как символа нарождающейся жизни. На рассвете купали детей, девушки умывались талой водой, набранной из ручья.
К продуцирующим актам относится традиция обуваться на жерновах, пересчитывать деньги, перебрасывать лопатой зерно. Необходимо было выполнить все виды хозяйственных работ: постирать, постряпать. Это должно было обеспечить успех в делах на будущий год.
Обережным актом является изображение крестов на стенах жилища и в хозяйственных помещениях. Коптили свечой, принесенной из церкви со службы матицы в избе, что должно было оградить от злых духов. Смолой мазали кресты на дверях, мазали детей и скот. Изображали кресты на заре до восхода солнца.
К обережным актам относятся также очистительные действия, связанные с зажиганием вереска. Хозяин обходил скот «по солнышку», окуривая его вереском. Шерсть скотине при этом залепляли воском. Вереском также окуривали жилище, прыгали через зажженный в тазу вереск. При этом все действия сопровождались специальными заговорами.
Связан с суеверными представлениями о нечистой силе такой акт, как принесение «хлебной жертвы» домовому. В четверг выкладывали шанежки в подпол и хлев для домового. На задний двор выносились хозяином дома маленькие хлебцы, приготовленные хозяйкой.

С этими и многими другими традициями светлого праздника Пасхи, сотрудники этноэкологического музея-заповедника «Тюльберский городок» познакомили студентов кафедры музейного дела КемГИК.