Тел.: +7 923 603-95-27

Пасха 2020

«Большим» праздником весенне-летнего цикла русских сибиряков  была Пасха.  К основным традициям пасхальной недели относились: заготовка четверговой соли, «колдовство», очистительные процедуры: умывание с красного яйца, очищение жилища, окуривание жилища вереском, изображение крестов на стенах жилища, катание яиц, устройство качелей, хороводы, игры и состязания, традиция звонить в колокола. Основные обрядовые действия приходились на четверг пасхальной недели и на Светлое Воскресенье. Четверг имел особое значение и в народе обозначался как Чистый четверг.

 

Именно  в Чистый четверг в народе было принято совершать обрядовые действия, именуемые «колдовством». Считалось, что посредством «колдовства» предметы приобретают особые функции: либо приносят удачу в делах, либо помогают при лечении болезни. На ночь в канун четверга женщины укладывали орудия своего труда, с утра же, по поверью, они должны зарядиться энергией. Под стол укладывали  жаворонков, хранящихся с Сорока святых, сметану. Также накануне четверга заготавливали четверговую золу и соль, которые наделялись чудодейственными свойствами. Соль укладывали в загнетку или ставили на столбы ограды на ночь, а к утру,  она должна была зарядиться целебными свойствами. Солью при болезни кормили скот. Четверговую золу, взятую из печи, хозяин нес в амбар, сыпал в сусек с хлебом и произносил наговор. Также золой посыпали огурцы и капусту, когда приходила пора сеять. Ссучивали нить «наобоко», а потом перевязывали ей больные руки и ноги. Носили такую нить, пока сама не спадет. Жаворонками кормили скот от болезни.

 

Совершали и очистительные обряды: необходимо было очистить себя и жилище. Обыкновенно очистительные ритуалы совершались рано утром, «до солнышка». Женщины в четверг обновляли в доме иконы, мыли избы, сжигали старую одежду, коренные сибиряки скоблили пол в избе, начищали самовары до блеска, белили печи, мыли стены, в том числе и снаружи домов, сжигали старую одежду и обувь. Кроме того, жилище кропили крещенской водой.

 

Помимо жилища, заботились о том, чтобы очиститься самим. Девушки для обеспечения красивого цвета лица умывались утром в четверг водой с красного яйца. Этот ритуал связан с народной интерпретацией яйца как символа нарождающейся жизни. На рассвете купали детей, умывались талой водой, набранной из ручья.

 

Также в четверг принято было печь кулич, который впоследствии отдавался священнику, и красить яйца. Куличи выпекали из сдобного теста, круглой формы, сверху украшали крашеным сахаром, маком, сладкими цветами. Готовили также творожную пасху, поросенка, гуся, печенье в форме птиц, каравай, заварные калачи, холодец, кутью. Творожная пасха делалась из творога с изюмом, сметаной, яйцами в специальной деревянной форме.

 

Яйца красили запаренной луковой шелухой. В некоторых районах вместо шелухи использовали березовые листья. В городах или крупных селах, где можно было купить краску, яйца бывали разноцветными.

 

Яйцо являлось главным символом Пасхи и различного рода обрядовые действия с ним были значимым пасхальным актом. Наряду с христианским значением, яйцо издревле олицетворялось с нарождающейся жизнью и плодородием. Существовало множество обрядов, связанных с яйцом: их катали по земле, устраивали игры, крошили скоту и в семена, катали по пашне. Яичную скорлупу раскладывали по углам дома, яйца крошили в первую борозду.

 

На Пасху бытовали различного рода игры с яйцами: их катали с лотка, стукались ими друг о друга, проверяя, чье яйцо окажется крепче. Существовала традиция обмена яйцом с первым встречным, считалось, что такое яйцо, положенное в красный угол не стухнет целый год и сможет помочь в болезнях. Играли яйцами в лунки: в чью лунку закатится, тот и забирает. Принято было христосоваться и обмениваться яйцами. Затем уже разговлялись яйцом, разделенным на всех. До Троицы яйца хранили у божницы.

Обязательным пасхальным актом являлись качели, которые обычно устраивались на окраине села. Качание на них имело ключевое аграрно-продуцирующее значение, связанное с народной семантикой праздника. На качелях принято было не просто качаться, а подпрыгивать как можно выше. Это должно было обеспечить впоследствии богатый урожай.

 

Зафиксирована на Пасху традиция стрелять из ружей, что означало Христа встречать. Стреляли ранним утром рядом с храмами и часовнями. Данный акт направлен на отпугивание злых духов, так как громкий звук семантически восходит к обережным ритуалам, связанным с нечистой силой. Другим актом является украшение домов пихтой, бумажными цветами. Пихту прибивали к стенам в виде аббревиатуры «Христос воскрес», пол в избах устилали сеном, божницы украшали вышитыми рушниками.